LADA
   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Обновления Нивы в 2020 г.
Б/У Lada 4x4 - плюсы и минусы
Как разрабатывали первую Ниву
Как создавали и испытывали Ниву
Исторические фото "Нивы"
Первая статья о Ниве
О запуске конвейера Нивы
Отчёт о Ниве журнала "За рулём"
Тех. характеристики первой Нивы
Нива Амфибия (ВАЗ-2122)
Переход от ВАЗ-2121 к 21213 и 21214
О выходе Нивы ВАЗ-2129 (заметка)
Пятидверные Нивы 2131 и 21213 Konsul
Обзор Нив с длинной базой 2129 и 2130
Нива Кедр (ВАЗ-2121К)
Сравнение разных кузовов Нивы
Нива Пикап (ВАЗ-2329)
Нива ВАЗ-21218
Нива "Черный принц"
Нива Снегоболотоход
Нива Марш - на Север в тундру
Нива Марш - на Северный полюс
Нива Марш - доработанный вездеход
Нива "Бизон" (бортовая)
Нива "Ландоле"
Нива "Электро" (ВАЗ-2131Э)
О разработке дизельной Нивы
Обзор дизельной Нивы (ВАЗ-21215)
Сравнение дизельной и обычной Нивы
Нива Praktik (ВАЗ-21217Ф, 21213Ф)
ВИС на базе НИВЫ
Тюнинг Нивы (сравнение с обычной)
Бронированная Нива (история и обзор)
Бронированная Нива 1.7 л. (обзор)
Пожарная Нива
Сравнение Нивы и румынского джипа
Нива Родео - обзор
Нива Родео - пять модификаций
Экономная Нива (5 л/100 км)
Впрыск (инжектор) на Ниве - описание
Lada 4x4 Бронто
Lada 4x4 Urban
Нива на газу (Lada 4x4 CNG)
Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Особенности карбюраторов Нивы
Тускнение фар на Ниве
Слабая крестовина Нивы
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость КПП с Жигулями
Изготовление щитков для Нивы
Все внедорожники ВАЗа
О производстве необычных Нив
Установка кондиционера в Ниву
Неровная работа двигателя на Ниве
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Экспедиция на Маньпупунёр на Нивах
Что может ручная лебёдка
Съёмная лебёдка для Нивы
Цепи для колёс
10 правил движения с прицепом
Прицеп ММЗ-81021
Аксессуары для зимнего комфорта
Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Что такое предпусковой обогреватель
Камуфляж в аэрографии
О чип-тюнинге Нивы
Как снизить расход топлива
Зажигание: с контактами и без
Новостные заметки о Ниве
Советы

   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
Lada Niva. Buyers Guide
Lada Niva. Barney rouble

ВАЗ-2121 Нива: критерии для оценки

Первые публикации о «Ниве» появились в то время, когда, завершив основные испытания машины, завод показал ее делегатам XXV съезда КПСС. На последних из серии опытных образцов этих джипов корреспонденты «За рулем» и «Известий» участвовали в пробеге Братск—Москва, и впечатления о машинах легли на страницы мартовского и апрельского номеров 1977 года. В мае того же года первые серийные «нивы» сошли с конвейера ВАЗа. Главный конструктор завода Г. К. Мирзоев рассказал в нашем журнале о конструкции и технических параметрах машины. Автомобили с номерами шасси 9 и 13 участвовали в экспедиции «Москва—Каракумы-77», организованной редакцией совместно с ВАЗом. О месяце и 10 тысячах километров, проведенных с «нивами» в экспедиции, читатели знают из журналов № 9— 12 1977 года.

обзор нивы жарнала за рулём

ВАЗ—2121, переданный Волжским автозаводом для продолжительного редакционного теста, имеет шасси с номером 15594. Это уже обычный, конвейерной сборки автомобиль, сделанный по устоявшейся технологии. К моменту подготовки этого материала он прожил с нами лето, осень и зиму, а на спидометре его накопилось 40 тысяч километров. Из них первые 20 тысяч он пробежал на заводе в различных испытаниях. В тот день, когда мы получали «Ниву», она еще бегала по заводскому треку и в ней работали акустики. Это обстоятельство мы упомянули, чтобы у читателей не сложилось впечатления о какой-либо специальной подготовке машины. Перед выездом в Москву ее лишь вымыли, долили воды в аккумулятор и масла в двигатель до верхней метки на щупе. Так что перед вами самый что ни есть обыкновенный автомобиль.

Интерес к «Ниве» велик. Мы судим об этом по редакционной почте, по вопросам, которые автомобилисты, и профессионалы и любители, задают нам на стоянках, возле редакции, на АЗС. Этих машин еще сравнительно немного в стране, но с каждым годом возможность приобрести их становится реальнее, хотя даже за рубежом, там, куда они экспортируются, по словам наших специалистов, за «Нивой» так же, как за «Мерседесом», надо стоять в очереди. Понятно любопытство ее будущих владельцев (Чего от нее ожидать? Что она может? А нужна ли мне «Нива»?) и настоящих (Сколько прослужит? На что обращать внимание при уходе? Как правильно обслуживать новые, непривычные агрегаты? Как лучше ездить, на каких режимах?). Вопросов много. На все одной статьей не ответишь. И в этом первом отчете перед читателями об эксплуатации машины в редакции мы начнем с главного — с какой меркой подходить к ней, какие критерии для оценки ее выбрать на будущее. Безусловно, у владельцев ВАЗ—2121 появятся свои впечатления о машине, свой опыт ее эксплуатации, свои пожелания конструкторам. Прислал же нам интересный рассказ о поездке на «Ниве» через всю страну из Калининградской области в Магаданскую геолог В. Климов, живущий и работающий в дальневосточном поселке Верхний Сеймчан. Интересно письмо водителя-профессионала К. Сафронова из города Новополоцка Витебской области, сообщившего нам о своем двухлетнем опыте эксплуатации «Нивы» в сельской местности.

Завод представляет ВАЗ—2121 как автомобиль повышенной проходимости, предназначенный в основном для эксплуатации на грунтовых дорогах и на тех, что имеют твердое покрытие. Но для него не исключено и бездорожье с глинистыми, песчаными, болотистыми и сиежными участками. Может он преодолевать неглубокие, до 0,5 метра, речки и ручьи.

Мы пробовали «Ниву» на всех видах дорог и без дорог, даже в реке. Ее мощности и возможностей трансмиссии с лихвой хватает на то, чтобы подтвердить все, что сказано о ней заводом. Есть, правда, одно «но». Оно касается не автомобиля, а водителя. В свое время каждому из нас пишущих этот отчет довелось водить и многотонные грузовики, и автопоезда, и тяжелые грузовики повышенной проходимости, и гоночные машины. За годы, проведенные на испытаниях, волей-неволей выработалась привычка: если автомобиль выполняет то, что ты от него требуешь, можно запросить чуть-чуть больше. Если и здесь он не подводит, прибавь еще немного в потребностях. В конце концов машина показывает свой предел, за которым уже весь спрос только с тебя самого. Но после того как испытания закончены и машине дан паспорт с ее характеристиками, где черным по белому сказано, что она может делать долго и надежно, заново искать ее пределы бессмысленно. Она должна жить в тех условиях и по тем законам, которые определили ей в конструкторских бюро и исследовательских лабораториях. «Нива» может многое и тем самым постоянно провоцирует водителя попытаться взять от нее еще чуть-чуть, и еще, и еще...
Нам кажется, что с этого предостережения и следует начать ее оценку.

Если первые публикации о ВАЗ—2121 носили общеинформационный характер — особенности ее конструкции, впечатления о том, как она едет по разным дорогам, — то здесь и дальше мы будем говорить конкретнее: в каких условиях она живет, сколько и каких материалов расходует, что в ней и сколько служит.

Из тех 20 тысяч километров, которые она прошла в редакции, 14 тысяч принадлежат летнему и осеннему сезонам, 6 тысяч — зимнему. 14 тысяч состоят тоже из двух частей: 10,5 — асфальт в Москве и на шоссе, а 3,5 — грунтовые дороги со всеми участками бездорожья, о которых было сказано выше. 6 тысяч зимних километров делятся пополам на московский асфальт со снежно-соляной «кашей» и на заснеженные дороги московской и соседних областей. Причем эту «заснеженность» можно смело называть во всей гамме: от целины с глубиной снега в четверть метра до ледяной укатанной корки.

Мы привыкли считать, что 45-литрового бака «Нивы» до того момента, когда начинает мигать сигнальная лампа резерва, хватает на 300 километров. На тысячекилометровом пути от Тольятти до Москвы при крейсерской скорости 80— 90 км ч она расходовала 11,8 л/100 км. В теплое время на городских улицах не удавалось затратить меньше 13 л/100 км. На бездорожье, когда в ходу постоянно были высокие обороты двигателя, пониженные передачи в основной и раздаточной коробках, а порой дело доходило и до блокировки межосевого дифференциала, случалось за 100 километров сжигать и 20 литров АИ-93. Зима 1979— 1980 была не слишком суровой. Но с ежедневными и неоднократными пусками, прогревами и другими вызывающими потери условиями, неизбежными для московской езды, расход топлива держался в пределах 15—15,5 л/100 км.

нива по снегу
На первой передаче о основной коровке и низшей о раздаточной Нива легко преодолевает сугробы слежавшегося снега. Но при этом надо следить, чтобы машина не легла на сугроб днищем.

Еще с завода у нашей «Нивы» слегка подтекало масло через задний сальник коленчатого вала, если его уровень был близок к верхней метке на щупе. За 20 тысяч километров в мотор вылили одну 2-литровую банку масла. Считаем, что этот расход дешевле переборки двигателя для замены сальника.

При пробеге 36 202 километра «Ниву» переобули. Глубина канавок посередине беговой дорожки шин была еще в пределах, допускаемых правилами движения. У переднего левого колеса — 3,2 мм, у правого — 3,3 мм, у заднего левого — 5,2 мм, у правого — 5,0 мм, у запасного — 5,0 мм. Финская фирма «Нокиа» (о зимних шинах, производимых ею, мы рассказали в мартовском номере этого года) специально для «Нивы» разработала конструкцию шины 175/80SR-16-08TT. Эти радиальные покрышки со стальным брекером, типич ным для NR-08 «Хаккапелиитта» рисунком и шипами «Комета» мы решили испытать на нашем автомобиле, и московское представительство фирмы любезно предоставило нам такую возможность. О том, что «Нива» может многое, уже было сказано. На этих шинах она помогала нам делать репортаж о международном ралли «Русская зима». Специальных замеров в то время мы не проводили, но достаточно будет сказать, что прошли всю трассу этого ралли в одном режиме с лидерами гонки и кое-где успевали посмотреть немножко больше, чем это удалось бы, имей мы обычные шины.

вместительный багажник
Если сложить заднее сиденье, то багажник приобретает внушительные размеры и способен вместить эту гору ящиков и коробок. Однако не следует забывать, что объём и грузоподъемность — разные понятия.

Несколько слов о стиле езды, который преобладает на редакционных испытаниях. Стараемся водить машину ровно, без лишних рывков и перегрузок. Но у нас сложилось впечатление, что темперамент двигателя и его чуткая отзывчивость на любое движение педали «газа» несколько не соответствуют возможностям трансмиссии. Случается, и нередко, что он заставляет многочисленные пары шестерен работать в темпе, который, по нашим ощущениям, им не по душе, если так можно сказать о механизме. В журнале «Крафтфарцойгтехник» (ГДР) мы натолкнулись на заметку читателя, который рекомендует для более плавного троганья «Жигулей» на скользкой дороге изменить передаточное .отношение привода дроссельных заслонок, и использовали зто предложение на «Ниве». Перевернули «вверх ногами» двуплечий промежуточный рычаг, который качается на кронштейне, укрепленном на крышке распределительного механизма, и отрегулировали длину тяг, чтобы полностью закрывалась дроссельная заслонка первичной камеры и в приводе со стороны водителя не было мертвой точки. Ход педали несколько возрос, и теперь появилась возможность «растянуть» зависимость между движением правой стопы (в миллиметрах) и ответной реакцией мотора (в оборотах). Динамические нагрузки на детали трансмиссии в момент троганья уменьшились, а двигатель, даже у впервые садящихся в «Ниву» водителей, не дает всплесков до 3—4 тысяч оборотов от неловкого движения педали.

За 20 тысяч километров мы заменили два бегунка в распределителе. Причем они вышли из строя один за другим на протяжении 34-й тысячи километров. Дважды заклеили камеру правого переднего колеса. Больше забот с «Нивой» не было, если не считать обычного, предписанного инструкцией и сервисной книжкой, ухода. После 30 тысяч обслуживание делали сами, не прибегая к помощи СТО. На 40-й тысяче решили внимательно обследовать состояние всех узлов и агрегатов машины на станции с тем, чтобы рассказать об этом в следующем отчете.

Н. Разинчев, редактор отдела эксплуатации и сервиса,
О. Богданов, редактор, журнал "За Рулём"

Видео