LADA
   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Обновления Нивы в 2020 г.
Б/У Lada 4x4 - плюсы и минусы
Как разрабатывали первую Ниву
Как создавали и испытывали Ниву
Исторические фото "Нивы"
Первая статья о Ниве
О запуске конвейера Нивы
Отчёт о Ниве журнала "За рулём"
Тех. характеристики первой Нивы
Нива Амфибия (ВАЗ-2122)
Переход от ВАЗ-2121 к 21213 и 21214
О выходе Нивы ВАЗ-2129 (заметка)
Пятидверные Нивы 2131 и 21213 Konsul
Обзор Нив с длинной базой 2129 и 2130
Нива Кедр (ВАЗ-2121К)
Сравнение разных кузовов Нивы
Нива Пикап (ВАЗ-2329)
Нива ВАЗ-21218
Нива "Черный принц"
Нива Снегоболотоход
Нива Марш - на Север в тундру
Нива Марш - на Северный полюс
Нива Марш - доработанный вездеход
Нива "Бизон" (бортовая)
Нива "Ландоле"
Нива "Электро" (ВАЗ-2131Э)
О разработке дизельной Нивы
Обзор дизельной Нивы (ВАЗ-21215)
Сравнение дизельной и обычной Нивы
Нива Praktik (ВАЗ-21217Ф, 21213Ф)
ВИС на базе НИВЫ
Тюнинг Нивы (сравнение с обычной)
Бронированная Нива (история и обзор)
Бронированная Нива 1.7 л. (обзор)
Пожарная Нива
Сравнение Нивы и румынского джипа
Нива Родео - обзор
Нива Родео - пять модификаций
Экономная Нива (5 л/100 км)
Впрыск (инжектор) на Ниве - описание
Lada 4x4 Бронто
Lada 4x4 Urban
Нива на газу (Lada 4x4 CNG)
Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Особенности карбюраторов Нивы
Тускнение фар на Ниве
Слабая крестовина Нивы
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость КПП с Жигулями
Изготовление щитков для Нивы
Все внедорожники ВАЗа
О производстве необычных Нив
Установка кондиционера в Ниву
Неровная работа двигателя на Ниве
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Экспедиция на Маньпупунёр на Нивах
Что может ручная лебёдка
Съёмная лебёдка для Нивы
Цепи для колёс
10 правил движения с прицепом
Прицеп ММЗ-81021
Аксессуары для зимнего комфорта
Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Что такое предпусковой обогреватель
Камуфляж в аэрографии
О чип-тюнинге Нивы
Как снизить расход топлива
Зажигание: с контактами и без
Новостные заметки о Ниве
Советы

   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
Lada Niva. Buyers Guide
Lada Niva. Barney rouble

Нива, одетая в броню - Спецавтомобиль

см. так же:
Обзор бронированной Нивы 1.7.л.
Характеристики и комплектации современной бронированной Нивы

Недавно мы познакомили читателей с новыми версиями Нивы— ВАЗ-21215 с дизелем Peugeot и дизайном АО Ладаэкспорт, еще одним ВАЗ-21215, но с другим, «стандартным» кузовом и бензиновым ВАЗ-21219 . На этот раз речь пойдет о необычной модификации — бронированном спецавтомобиле ВАЗ-2121Б для перевозки денег и ценностей. Хотя снаружи броневичок не сильно отличается от «гражданского» образца, внутри скрыт не только мощный «панцирь», но и немало интересного оборудования.

СУПЕРСЕЙФ. ДУБЛЬ ПЕРВЫЙ

Первыми «сконструировали» бронированную Ниву не конструкторы из НТЦ ВАЗа, а... кинематографисты. Наверняка, многие помнят телевизионный боевик конца 80-х годов — «Мираж» по повести Дж.Х.Чейза «Весь мир в кармане». Краткое содержание сюжета таково: группа разбойников решает ограбить броневик новейшей конструкции, перевозящий деньги из хранилища на ракетную базу. Им удается перехватить машину (перестрелки и убийства опускаем) и незаметно увезти ее с места преступления в специально подготовленном прицепе-домике. После этого прицеп оставляют в кемпинге, где двое грабителей, обливаясь потом, пытаются открыть цифровой замок сейфа в машине, а двое других изображают счастливую парочку на отдыхе. Кончается история весьма обычно: все гибнут, а правосудие торжествует...

Действие, по замыслу авторов фильма, происходит в Штатах — но фильм-то снимался у нас, поэтому роль «стальной черепахи» сыграла Нива с техасским(!) номером, замаскированная с помощью коробчатого кузова и многочисленных решеток. По замыслу авторов, доступ к грузовому отсеку был сзади — через крышку с кодовым замком, а При малейших признаках опасности экипаж мгновенно опускал на окна бронированные жалюзи. блокировал «циферблат» замка и включал радиосигнал на частоте полиции.

бронированная инкассаторская нива из фильма  Мираж

Автомобиль из фильма: «Блек ожидал увидеть нечто гораздо более внушительное — всего-то стальная коробка на колесах и кабина водителя. На задней двери было написано: Агентство бронированных автомобилей. Перед вами самая надежная в мире машина-сейф»

Ну, а если говорить серьезно, то заказ на настоящую бронированную Ннву поступил в научно-технический центр объединения АвтоВАЗ в начале прошлого года от тольяттинского ЛадаБанка, который и стал финансировать программу. С самого начала было решено бронировать машину по высшему уровню, от пуль автомата Калашникова, — и к лету уже были готовы первые образцы. Один из них отправили на полигон ВНИИ Спецтехники МВД, где «расстреливают» броневики. Испытатели постарались от души — по словам одного из создателей машины, горловину бензобака выстрелами из автомата только что не вывернули наизнанку, но ничего не добились. Нива не загорелась, ни одна из пуль не прошла в салон, а в результате испытаний выяснилось, что нужны лишь мелкие доработки. Кроме МВД, автомобиль прошел и сертификацию ПО всем параметрам в НАМИ, Причем не как спецмашина, а как обычная легковушка, вплоть до лобового удара о бетонный куб.

С момента своего появления ВАЗ-2121Б начал «обрастать» различными вымыслами и легендами. Одно автомобильное издание написало, что его «не спрячешь в трейлер» по причине «высокого роста», другое утверждало, что «вместо бронестекол стоят танковые триплексы»... Словом, мы решили подробно познакомиться с новой машиной, в том числе и «на ходу».

Перед тем. как начать рассказ, упомянем, что на сегодня выпущено уже около полусотни броневиков — их покупают и банки, и обменные пункты, и охранные службы в качестве машин сопровождения. Грузоподъемность, правда, невелика, всего 200 кг, но для сравнения скажем, что в УАЗ-фургон с таким же уровнем защиты можно погрузить ненамного больше...

СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Когда одна из первых машин, еще без зеленой полосы и «мигалок», прибыла в Москву на испытания, её конструктор даже обиделся: «Езжу по городу, а никто внимания не обращает»... Действительно, ВАЗ-2121Б снаружи мало отличается от «небронированного» родственника; выделяются лишь перемычка на лобовом стекле и стекла в дверях — чуть меньше обычных, со скошенным углом для бойницы.

бойница в передней двери

Так выглядит «уголок» двери с открытой бойницей

Вся защита скрыта от глаз, причем стальная «клетка» выполнена весьма оригинально. Сзади в салон встроена глухая сварная коробка с маленьким окошком; в дверях листы брони вставлены между панелей (внизу) и очень аккуратно, почти незаметно, привинчены сверху, там, где начинаются окна. Бронирована и передняя часть салона, а выше, у стоек и дверей, сталь образует довольно хитрую систему карманов-пулеотражателей, которые не дают пулям пройти сквозь щели в салон. Потолок, а по заказу и пол, прокладываются стегаными слоями пуленепробиваемой сверхвысокомодульной ткани СВМ (она же кевлар). При этом обилие брони совсем не бросается в глаза, так как весь салон изнутри обит приятной на ощупь серой тканью.

багажник бронированной нивы

За дверью багажника — «запаска» и глухая бронестенка с маленьким окошком

Пуленепробиваемые многослойные стекла установлены спереди (лобовые) и в дверях, а в остальные окна для маскировки вставлены зеркальные стекла — внутри-то стоит стальной короб. А для тех, кому почему-либо не нравится такой вариант, АвтоВАЗ предлагает установку бронестекол по всему периметру и бронелистов в панелях. Вообще-то лобовое стекло можно выполнить и гнутым, без перемычки, но плоские бронестекла заметно дешевле и удобнее в производстве.

Дверь мы открывали, готовясь к изрядному напряжению мышц: ведь на многих отечественных бронеавтомобилях двери выполнены «дубово», и надо та-ак хлопнуть, чтобы замок закрылся... Ан нет, двери с усиленными петлями открываются и закрываются легко, а замок работает мягко, без особых усилий. Правую дверь, где сидит инкассатор, можно открыть только изнутри, обычной ручкой, или дистанционно, нажав кнопку на пульте. А если экипажу потребуется «забаррикадироваться» капитально, то можно задвинуть и щеколды — наподобие домашних, только куда солидней.

Сидений всего три: спереди стоят удобные кресла от вазовской «восьмерки», а сзади осталось лишь место для сопровождающего груз. Усаживаться, а затем вылезать на свободу заднему пассажиру не слишком удобно, особенно если он мужик здоровый. Кстати, «запаска» изпод капота перекочевала назад, и теперь она находится в узком пространстве между крышкой багажника и задней броневой стенкой.

Панель приборов почти не изменилась, если не считать кондиционера справа под приборным щитком и небольшой консоли с «аварийными» кнопками между сиденьями. обычное «нивовское» рулевое колесо (оно же от ВАЗ-2106) показалось нам не лучшим вариантом: оно имеет тонкий и скользкий обод, поэтому, учитывая отсутствие гидроусилителя, руль от «семерки» был бы предпочтительнее. Еще одно замечание касается тумблера спецсигналов, к которому приходится «нырять» довольно глубоко под руль. Возможно, его стоит снабдить индикацией включения. поскольку каждый раз, включив синие маячки, приходится гадать: работают они или нет?

ТЕХНИКА И СПЕЦТЕХНИКА

На машине, которую мы испытывали, стоял стандартный 1,6-литровый («шестерочный») двигатель, но уже сейчас начинает устанавливаться более мощная 1,7-литровая модификация.

техническая характеристика

КПП обычная, шины тоже знакомые, 175/80R16 модели ВлИ-10, а дальше... Дальше начинается то, что американцы называют Special service package — оснащение и экипировка для спецслужб.

Во-первых, в системе питания по заказу устанавливается взрывобезопасный топливный бак объемом 40,5 л. Внутри бак заполнен специальной губкой, не позволяющей скапливаться там большому объему паров бензина, а снаружи он залит полиуретаном — отверстия от пуль просто-напросто затягиваются.

Подвеска не только усилена, но и специально переработана, поэтому на броневике стоят более жесткие пружины с увеличенным диаметром и гидроамортизаторы с измененными характеристиками. Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель взяты от ВАЗ-2108 — они, кстати, сейчас устанавливаются и на «гражданскую» модификацию Нивы с индексом 21213.

Серьезно изменилась система электрооборудования. Теперь, кроме «системы-1» (это обычная электросхема Нивы), есть скрытая «система-2». В салоне стоит дополнительный аккумулятор, и в экстренных ситуациях можно подлючить кнопку «автономного питании» — «система-1 » отключается, но будут работать вентиляция, кондиционер, система пожаротушения, рация и спецсигналы.

Блок спецсигналов (два импульсных маяка и двухтональная сирена) поставляет саратовский Солнтон — это, возможно, дешевый, но не самый лучший вариант. Дело в том, что слабенькие «бибикалки», знакомые по машинам Скорой помощи, можно с трудом назвать «сигналом преимущественного проезда». Водители их просто не слышат — вот если бы поставить нл Ниву милицейскую СГУ...


Рядом с катушкой зажигания — один из генераторов пожаротушения. Чуть выше — его датчик

Одной из главных изюмииок конструкции можно назвать систему пожаротушения в моторном отсеке и возле топливного бака. Под открытым капотом видны два температурных датчика (над топливным насосом и рядом с прерывателем-распределителем) и два сопла, направленные на карбюратор и бензонасос. Сопла, а точнее аэрозольные генераторы. разработаны одним из «оборонных» КБ в Подмосковье. При поступлении сигнала от датчиков (они регулируются на любую температуру, в данном случае — на 100°С) в генераторе взрывается миниатюрный пиропатрон и начинается выброс аэрозоля. «душащего» огонь. Всего в подкапотное пространство сопла выбрасывают до трех кубометров аэрозоля, и еще один генератор стоит над топливным баком. Нажатием кнопки можно проверить исправность аэрозольных генераторов (в этом случае загораются три красных светодиода), а под специальной крышечкой расположена еще одна кнопка — ручной запуск системы. По мнению конструкторов, система получилась настолько удачной, что сейчас прорабатывается вариант установки генераторов и на серийные Нивы, вместо штатного огнетушителя.

Летом в наглухо задраенном кузове жарко и душно, поэтому кроме принудительной вентиляции пришлось поставить кондиционер. Раньше зарубежными и очень дорогими кондиционерами комплектовались только машины, идущие на экспорт. — а для этой модели была разработана отечественная аппаратура, правда, пока с японским компрессором (он стоит в моторном отсеке). Кроме этого, на автомобиль можно поставить радиостанцию и даже «радиобуй».

В будущем начнется и установка гидроусилителя рулевого управления: для потяжелевшего автомобиля он будет весьма кстати.

В ДВИЖЕНИИ

Конечно, лишние 400 килограммов (из них на броню по словам конструкторов приходится 350) сделали машину тяжелее и «ленивей» Хотя Нива и легко «берет с места», но на каждой передаче при попытке динамичной езды приходится «выкручивать» двигатель до максимальных оборотов (возможно, 1.7-литровый мотор улучшит динамику). И все же в городском потоке броневик не слишком отстает oт остальных машин, a на трассе, по словам сотрудников НТЦ. машина берет отметку 130 км/ч (не спидометру).

Обзорность несколько ухудшилась, причем не из-за средней стойки, а из-за стальных «утолщений» по бокам лобового стекла; особенно это заметно при проезде перекрестков. С другой стороны, стекла зимой практически не промерзают, и, уж конечно, спокойно выносят улары любых камней, летящих из-под колес попутных машин. Из-за стальной стенки ухудшилась и обзорность назад. Тут уж надежда на внешние зеркала, а вот их надо бы сделать с регулировкой изнутри (например, как на моделях 2105 или 2108).

Городские московские дороги с их колдобинами вскоре нам наскучили, и мы полезли в дебри — на трассу мотокросса, изрезанную холмами и ухабами (да еще обледеневшими). К великому удивлению, Нива пролезла через все препятствия, причем даже не пришлось включать блокировку дифференциала. На косогорах броневик, как показалось, стал более устойчив к «сползанию» и легко забирается на гору задним ходом — скорее всего, благодаря изменившейся весовке.

И еще одно: заметно улучшилась плавность хода. Там, где обычная Нива начала бы «козлить» и подскакивать, броневик идет мягко и плавно.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

То, что мы видели, без преувеличения можно назвать бронированной машиной, выполненной на высоком международном уровне. В нашем отечестве это второй легковой автомобиль, реально одетый в броню (до этого такой чести удостаивались лишь правительственные ЗИЛы, а инкассаторские УАЗики и Волга, которую одна из фирм никак не «доведет до ума», не в счет).

«Повесить» защиту такого уровня, тем более на легковушку, почти полностью сохранив ходовые качества и внешний вид, — очень большое искусство.

Инкассаторская машина, защищенная «под Калашникова», необычна и для Западной Европы: там бандюги часто предпочитают палить из менее мощных UZI, а, следовательно, и защита выполняется послабее.

Но и это не все. По нашим данным, ВАЗ-2121Б — первый инкассаторский автомобиль в мире, бронированный самим автозаводом. Обычно это делают небольшие фирмы, часто без согласования с фирмой-производителем. Поэтому временами (в том числе и за рубежом) появляются конструкции наподобие блиндированных самоходок времен англо-бурской войны начала века: от нуль защищают, а ездят еле-еле, и то при сухой погоде. С Нивой такого не случится хотя бы потому, что ее делали и доводили до ума сами вазовские конструкторы — а уж они знают и «плюсы», и «минусы» досконально.

И последнее. Как мы уже писали в прошлом номере, ВАЗ-2121Б стоит 34 млн. рублей или $29000, включая доставку «к подъезду». При этом заказчик может не сомневаться: перед ним машина-сейф, именно такая, о которой говорил главарь бандитов Морган: «Маленькая-то она, это верно, но не безобидная»

Ф. Лапшин, К. Сорокин

Видео