LADA
   Сборник статей из журналов

Приёмы вождения Нивы 1
Приёмы вождения Нивы 2
Приёмы вождения Нивы 3
Приёмы вождения Нивы 4
Приёмы вождения Нивы 5
Приёмы вождения Нивы 6
Обновления Нивы в 2020 г.
Б/У Lada 4x4 - плюсы и минусы
Как разрабатывали первую Ниву
Как создавали и испытывали Ниву
Исторические фото "Нивы"
Первая статья о Ниве
О запуске конвейера Нивы
Отчёт о Ниве журнала "За рулём"
Тех. характеристики первой Нивы
Нива Амфибия (ВАЗ-2122)
Переход от ВАЗ-2121 к 21213 и 21214
О выходе Нивы ВАЗ-2129 (заметка)
Пятидверные Нивы 2131 и 21213 Konsul
Обзор Нив с длинной базой 2129 и 2130
Нива Кедр (ВАЗ-2121К)
Сравнение разных кузовов Нивы
Нива Пикап (ВАЗ-2329)
Нива ВАЗ-21218
Нива "Черный принц"
Нива Снегоболотоход
Нива Марш - на Север в тундру
Нива Марш - на Северный полюс
Нива Марш - доработанный вездеход
Нива "Бизон" (бортовая)
Нива "Ландоле"
Нива "Электро" (ВАЗ-2131Э)
О разработке дизельной Нивы
Обзор дизельной Нивы (ВАЗ-21215)
Сравнение дизельной и обычной Нивы
Нива Praktik (ВАЗ-21217Ф, 21213Ф)
ВИС на базе НИВЫ
Тюнинг Нивы (сравнение с обычной)
Бронированная Нива (история и обзор)
Бронированная Нива 1.7 л. (обзор)
Пожарная Нива
Сравнение Нивы и румынского джипа
Нива Родео - обзор
Нива Родео - пять модификаций
Экономная Нива (5 л/100 км)
Впрыск (инжектор) на Ниве - описание
Lada 4x4 Бронто
Lada 4x4 Urban
Нива на газу (Lada 4x4 CNG)
Интервью с дизайнером Lada 4x4 Vision
Необычный тест шин для Нивы
Тест зимних шин для Нивы
Зимний тест резины 2
Особенности карбюраторов Нивы
Тускнение фар на Ниве
Слабая крестовина Нивы
Нива. Лужа. Заглох мотор...
Взаимозаменяемость КПП с Жигулями
Изготовление щитков для Нивы
Все внедорожники ВАЗа
О производстве необычных Нив
Установка кондиционера в Ниву
Неровная работа двигателя на Ниве
От Селигера до Новороссийска на Ниве
Экспедиция на Маньпупунёр на Нивах
Что может ручная лебёдка
Съёмная лебёдка для Нивы
Цепи для колёс
10 правил движения с прицепом
Прицеп ММЗ-81021
Аксессуары для зимнего комфорта
Нужно ли прогревать двигатель зимой?
Что такое предпусковой обогреватель
Камуфляж в аэрографии
О чип-тюнинге Нивы
Как снизить расход топлива
Зажигание: с контактами и без
Новостные заметки о Ниве
Советы

   Articles in English
Lada Niva 4x4 Cossack Cabrio
Lada Niva and Subaru 1600 test
Lada Niva. Buyers Guide
Lada Niva. Barney rouble

О запуске конвейера производства НИВЫ

5 апреля 1977 года собран первый автомобиль ВАЗ-2121 «Нивам, Особенно мне запомнился день 4-гоапреля. Тогда начался весь подготовительный процесс сборки. С начала смены мы занялись обеспечением комплектующих, в чём нам очень помогли работники ПДБ 062 корпуса, очень мощный, квалифицированный персонал.

первая партия нивы

Февраль 1976 года. "У родного порога". Первая партия автомобилей «Нива», собранных вручную за год до началa конвейерной сборки, перед отправкой в Москву, на «смотрины» делегатами XXV съезда КПСС

Стали ждать привоза первою кузова из главного корпуса, цеха окраски. Ом задерживался. Мастер П.П. Петров попросил меня остаться по вторую смену. Подошла к концу иона. А кузова все еще нет. Вместе с начальником цеха В. Зуевым, начальником ОАЭСП В. Киреевым, инженером ОАЭСП И.И. Никулиным и инженером БОТиЗ Орешиным мы сидели па скамейке и гадали о цвете первого кузова.

первый шильдик Нивы

Уникальный шильдик «Нива-2121», изготовленный в 2-х экз. ручным способом по рисунку дизайнера В. Семушкина. Установлен на опытных образцах.

Я поглядел на часы и шутливо обратился к рядом сидящим: - "Кузов привезли!". Вдруг в ворогах действительно появляется трактор с тележкой, а на тележке кузов Нивы, окрашенный в ярко-желтый цвет. Стрелки часов показывали 23 часа 27 минут 4 апреля. Я запомнил это время, а кто-то рядом сказал: «Это время войдет в историю».

Для дальнейшей сборки кузов нужно было установить па подвеску, но опускная секция но навеске кузовов не была ещё см смонтирована, и кузов решили подвесить в районе 111-й бригады.

Для меня самым радостным был такой эпизод: ко мне подошел начальник цеха В. Зуев и сказал: «Залезь в кузов». Раздвинулись «крабы», кузов завели под подвеску и подняли его вместе со мной!

С 00 часов 05 минут началась историческая для ВA3a сборка первого автомобиля собственной конструкции. Все делали точно по технологии, с применением абсолютно всего инструмента, которым обеспечили рабочие моста. Скорость конвейера регулировалась с товейера, где висел рычаг. Данную операцию выполнял сам начальник цеха В. Зуев. Иногда скорость конвейера выходила за пределы допустимого и его приходилось останавливать.

Было выполнено более 100 с лишним операций. К утру кузов с подвеской дошел до поворота на второй линии. К 9.00 подвеска подошла к товейеру. Здесь случилась нестыковка кузова с двигателем из-за того, что конвейер был завешен на 10 см ниже. Выручила смекалка главного инженера СКП М.Н. Годзинского: он приподнял кузов, и тележку с двигателем завели в моторный отсек. Наконец двигатель установили! По традиции разбили бутылку шампанского.

К сожалению, во время сборки никаких журналистов и фотографов в цехе не было. Пробыв в корпусе 062 больше суток, уставшие, мы пошли домой. Несколько часов на отдых - и я снова на работе. В корпусе было настоящее паломничество. Люди шли посмотреть на первую «Ниву». После первой сборки конвейер стоял несколько дней. 10 апреля началась подготовка 14 автомобилей к Первомайской демонстрации. Уже 30 апреля они были собраны белоснежные ВАЗовские красавицы Нивы. А 1 Мая 1977 года они проехали по площади Свободы.

Из воспоминаний М. Япарова
(написаны лично 12.03.2002 г., хранятся в фондах музея АВТОВАЗа)

Видео