LADA
Технические характеристики
Габаритные размеры
Идентификационные номера
Расположение узлов и агрегатов
Органы управления
Пользование световыми приборами
Комбинация приборов
Установка времени
Бортовой компьютер
Коды неисправностей
Моменты затяжки
Пользование стеклоочисителем
Применяемые жидкости и их объёмы
Применяемые сальники
Применяемые подшипники
Применяемые лампы
Применяемые свечи
Размеры шин и дисков
Запаска, замена колеса
Двери, капот, бензобак
Сиденья
Боковая подушка безопасности
Розетки
Противоугонная система АПС-4
Ключи от автомобиля
Езда на автомобиле
Переключение передач и раздатки
Обкатка нового автомобиля
Буксировка прицепа
Пользование кондиционером
Особенности ЭСУД
Замена ламп
Регламент ТО
Электрсхема ВАЗ–21213
Электросхема ЭСУД ВАЗ-21214
Электросхема ВАЗ 2121
Характеристики бронированной Нивы
Характеристики пожарной Нивы
Характеристики Нивы Пикап
Характеристики бортовой Нивы
Характеристики Нивы Фургон
Характеристики Нивы Снегоболотохода
Взаимозаменяемость деталей (95 г.)
Детали двигателя
Детали трансмиссии
Детали подвески
Детали рулевого управления
Детали тормозной системы
Детали электрооборудования

Езда на автомобиле


(см. также по этой теме Переключение передач КПП и раздаточной коробки,
Об эксплуатации автомобиля во внедорожных условиях читайте цикл статей Приёмы вождения Нивы)

Перед началом движения проверьте положение рычагов раздаточной коробки - оно должно соответствовать дорожным условиям.

Движение автомобиля начинайте на первой передаче и по мере роста частоты вращения коленчатого вала своевременно переходите на высшие передачи.

На автомобиле установлено сцепление, в приводе которого зазоры отсутствуют. В связи с этим, во избежание пробуксовки сцепления, после переключения передачи и включения сцепления снимите ногу с педали. В процессе движения не держите ногу на педали сцепления.

Своевременно, в соответствии с дорожными условиями, переходите на низшую передачу в коробке передач, избегая перегрузки двигателя.

Для движения задним ходом нажмите на рычаг переключения передач, утопив его до упора и переведите в положение, соответствующее включению задней передачи. Заднюю передачу включайте только при полностью остановленном автомобиле.

Для преодоления крутых подъемов, при трогании, при движении с прицепом большой массы, при движении по слабым грунтам, а также для получения минимальной устойчивой скорости движения по дорогам с твердым покрытием предварительно включайте низшую передачу в раздаточной коробке. Низшую передачу в раздаточной коробке рекомендуется включать после полной остановки автомобиля.

Для преодоления труднопроходимых участков дороги заблаговременно блокируйте дифференциал. Не блокируйте дифференциал в момент пробуксовки колес автомобиля. После преодоления таких участков дифференциал разблокируйте -движение автомобиля по хорошим дорогам с блокированным дифференциалом сокращает срок службы механизмов силовой передачи, увеличивает износ шин и расход топлива, а при торможении автомобиля может привести к заносу.

По возможности водите автомобиль на умеренных постоянных скоростях. Резкие ускорения и замедления, движение автомобиля на повышенных скоростях приводят к перерасходу топлива. Кроме того, перерасход топлива также вызывают недостаточное давление воздуха в шинах, изношенные или загрязненные свечи зажигания, применение для двигателя масел с большей вязкостью, чем рекомендуется.

Во время движения следите за работой различных систем по соответствующим приборам и контрольным лампам. В нормальных условиях лампы красного света гореть не должны - их включение сигнализирует о необходимости проверки соответствующей системы.

Преодоление бродов, луж

При движении через водные преграды нужно быть предельно внимательным, так как они могут скрывать ямы или подводные препятствия, на которых можно повредить диски колес или детали подвески. Не допускается преодолевать водные преграды глубиной более 0,5 м. Въезд в воду и движение вброд следует осуществлять осторожно, не допуская образования волны перед решёткой радиатора, так как в этом случае возможно попадание воды через воздухозаборник воздушного фильтра в двигатель. Это неизбежно приведет к выходу двигателя из строя.

Особое внимание и осторожность проявляйте в первые минуты после начала дождя, так как смоченная пыль на дорожном покрытии образует скользкую пленку, резко снижающую сцепление шин с дорогой.

Регулярно во время движения проводите легкое притормаживание автомобиля, чтобы просушить тормоза, так как эффективность сырых тормозов резко падает.

Во время обгона включайте стеклоочиститель ветрового стекла на максимальный режим - это поможет избежать потери видимости за счет возможного выброса воды из-под колес обгоняемого транспорта. Такие меры предосторожности желательно применять и в том случае, если обгоняют Вас.

Не проводите в дождливую погоду обгон, если водяное облако из-под колес впереди идущего автомобиля полностью закрывает обзор зоны обгона.

Чтобы не двигаться в водяном шлейфе от впереди идущих автомобилей, увеличивайте дистанцию и снижайте скорость движения.

При движении вдоль тротуаров во время дождя или после него, при проезде через лужи снижайте скорость, чтобы брызги из-под колес Вашего автомобиля не попадали на пешеходов.

Торможение и стоянка

Конструкция тормозов обеспечивает эффективное торможение. Тем не менее, старайтесь тормозить плавно и умеренно во всех случаях, избегая резких торможений.

Не выключайте зажигание и не вынимайте ключ из выключателя зажигания при движении автомобиля. С остановкой двигателя возрастает усилие, которое необходимо приложить к педали тормоза для торможения автомобиля. Кроме того, при вынутом ключе вал рулевого управления блокируется противоугонным устройством, и автомобиль становится неуправляемым.

В случае выхода из строя одного из контуров тормозной системы торможение автомобиля обеспечивает второй контур. При этом ход педали тормоза увеличивается и снижается эффективность торможения, что в первый момент может быть оценено Вами как полный отказ тормозов. В данном случае не отпускайте педаль и не производите многократные нажимы, которые только увеличивают тормозной путь, а нажимайте на педаль до получения максимально возможного эффекта торможения.

При остановке на подъеме или на спуске включите стояночный тормоз и, соответственно, первую или заднюю передачи.

Чтобы тормозные колодки не примерзли к барабанам после движения по мокрым дорогам при резких колебаниях температур, не оставляйте автомобиль на открытой площадке с затянутым стояночным тормозом, не просушив тормоза плавными торможениями при движении к стоянке.

Для буксирования Вашего автомобиля закрепляйте трос только в предназначенных для этой цели передней 1 или задней 2 проушинах.

Перед буксированием установите ключ в выключателе зажигания в положение 0 и включите световую сигнализацию, согласно Правилам дорожного движения. При буксировке автомобиля следите за тем, чтобы буксирный трос был постоянно натянут. Кроме того, имейте в виду, что вакуумный усилитель тормозов выполняет свою функцию только при работающем двигателе. Поэтому при торможении следует значительно сильнее нажимать на педаль тормоза.

Буксирование автомобиля проводите плавно, без рывков и резких поворотов.

Видео